Накапливание знаний, навыков и использование их в нужное время осуществляется посредством памяти, то есть в основе процесса познания у людей лежит память. Потеря памяти приводит к распаду личности.

Первая неделя жизни малыша в большей степени проходит в состоянии сна. Но уже на второй недели малыш, может, молча лежать в кроватке с открытыми глазами. Даже в эти короткие минуты бодрствования необходимо направлять внимание малыша для рассматривания предметов, потому что ему довольно сложно зафиксировать свой взор, на определенном предмете, даже если он неподвижный. А предметы, которые невыразительны вовсе не привлекают внимание младенца.

На 10-й день ребенок способен непродолжительное время следить за игрушкой, которая находятся не дальше 50 см от его глаз и медленно двигается. Через два — четыре дня ребенок уже способен задерживать взгляд на статичном предмете.

В этом возрасте, главное, чтобы ребенок начал смотреть обоими глазами. Движение глазных яблок у младенца в первые дни жизни недостаточно координированы или не скоординированы совсем, толчкообразны. Многие мамы принимают это за косоглазие. Когда движется только один глаз, а другой нет либо оба глаза движутся в разных напрвлениях, многих мам это пугает. Стоит отметить, что нет поводов для беспокойства. Это временное косоглазие, и как только кроха научится смотреть одновременно обоими глазами, оно исчезнет. Чтобы помочь малышу научиться управлять глазами, необходимо перемещать игрушку вертикально, то приближая, то отдаляя от глаз ребенка. К месяцу ребенок уже способен зафиксировать взгляд на статичном предмете, следить за ним при перемещении. Движения глазных яблок более слаженны.

Формирование внимания у ребенка является подготовкой его к общению с окружающими в будущем. Если ребенок спокойно лежит в кроватке с открытыми глазами и реагирует на все происходящее вокруг него, необходимо привлечь его внимание. Постараться уловить его взгляд на себе и перемещаться туда, куда он скользит, удерживая его. Необходимо приближать, а затем удалять свое лицо, чтобы найти наилучшее расстояние для осматривания его малышом.

Ласковое, спокойное обращение к крохе по имени или просто нежные выражения способствуют привлечению его внимания. Когда кроха встретится с мамой взглядом, необходимо улыбнуться и произнести ласковые слова, что позволит продлить зрительный контакт. Эти действия лучше выполнять, когда малыш располагается «под грудью». Но не стоит упускать возможность встретиться взглядом с ребенком и пообщаться с ним во время купания, пеленания или других процедур.

Реагируя на обращения взрослых, ребенок начинает интересоваться и другими окружающими предметами. Как только малыш зафиксировал свой взгляд на чем-либо, допустимо проделать с ним простые упражнения.

Необходимо взять яркий предмет и медленно двигать им перед глазами ребенка, в горизонтальном направлении, стараясь уловить его взгляд. После того как ребенок научился следить за предметом, можно выполнять упражнения на формирование зрительной конвергенции, то есть приближать и удалять предмет.

Вскоре можно наблюдать, что ребенок смотрит на одни предметы долго, а другие не вызывают у него явного интереса. Необходимо отдавать предпочтение тем, на которые ребенок смотрит охотно и периодически их менять. Детей часто привлекают предметы, находящиеся в движении. В основном к концу 1 месяца дети способны подолгу смотреть на вращающиеся вертушки и игрушки, подвешенные на резинке.

Не надо забывать о том, что при развитии внимания, любознательности и памяти малыша даже самые качественные игрушки не заменят живого общения. Ребенок, с которым взрослые мало разговаривали, практически не интересуется предметами, чем тот, с кем достаточно общались, чтобы развить в нем любознательность.