Развитие подрастающего поколения в современном мире очень важный процесс. Необходимо воспитать ребенка умным, разносторонним, положительным и ответственным. Как научить чадо нести ответственность за свои поступки и слова? С какого возраста начинается понимание хорошего и плохого у самых маленьких?

До двух лет малыши не видят разницы в своем поведении. Воспринимаются только те действия, которые, неоднократно поощрялись или имели негативный отклик окружающих.

В два года ребенок начинает тестировать свои действия на получаемую реакцию и многое делать, чтоб понять действительно нельзя. Многим родителям может показаться, что ребенок неуправляем, отбился от рук. Стоит ограничить поведению малыша полную свободу, а четко ограничить рамки дозволенного. Независимо от настроения, погоды и не вкусной каши. Если кашу запрещено размазывать по столу, значит нельзя. Даже если очень хочется.

Уже ближе к четырем годам следует указать малышу на его первые обязанности. Пусть это будут легкие дела по дому. Такие занятия как уборка своих игрушек и вещей не сложные задания по дому. Первые самостоятельные попытки одеться тоже не навредят, ребенок должен знать, где лежат его личные вещи. Самостоятельное поведение следует поощрять и это отложится в голове у ребенка как положительное действие.

В пять – семь лет характер поведения становится более ответственным. Ребенок начинает понимать, не только какие последствия будут у поступков. Главное дети задумываются, какие у действия первоначальные мотивы. С возрастом у ребенка появляется все больше заданий для ответственности — следить за внешним видом, убирать игрушки, уделять внимание здоровью. Стоит уделить место и не сложным домашним делам — мытью посуды, помощь в уборке дома, уход за животными.

В десять ребенку следует объяснить, какое ответственное поведение в школе и обществе. В этом возрасте школьник должен понимать — выполнение домашних заданий это его личная ответственность. Не стоит взваливать на ребенка всю ответственность. Помогайте, давая понять — это его личное задание. Объясните ребенку понятия ответственности при общении с людьми — если ударил одноклассника книжкой, то и ответственность ляжет на виновного.
Понимание ответственности у детей наступает в разном возрасте, у многих происходит до двадцати и раньше. По статистике ответственными многие становятся к двадцати пяти годам. Но есть люди, которые и в тридцать не понимают, что такое ответственность и ведут себя соответственно.